Урок истории

Вадим Фомченко

Преподавательница истории в старших классах 434 школы (Сестрорецка) как педагог была совершенно беспомощна. На ее уроках шумели и хулиганили.

Маленькая (наши оболтусы, уже слегка тронутые загадочной акселерацией, намного превышали ее), с весьма серьезным и сосредоточенным выражением лица, она старательно и почти безуспешно пыталась установить хоть какой-то порядок на уроках. Стоит отметить, что при этом она не бегала жаловаться к директору и не пыталась устраивать неприятности через родителей.

«История СССР», которую она преподавала, была самым скучным и пресным предметом: какие-то тусклые съезды партии с их «эпохальными решениями», впрочем не имевшими никакого отношения к появлению или исчезновению сахара, муки, посуды, утюгов в магазинах и вообще к обычной жизни страны.

Ах, если бы нам преподавали реальную историю СССР! Затаив дыхание и разинув рты мы бы слушали о проделках Этингона и Судоплатова, пред которыми все коварство и злодейства миледи из «Трех мушкетеров» казались бы невинными детскими шалостями.

Или история генерала Орлова, завербовавшего для разведки ее лучших агентов, а затем, с изобретательностью большей, чем у д‘Артаньяна, спасавшегося от этой разведки, искавшей его во всем мире с четкой задачей «найти и уничтожить».

А удивительные карьеры, когда бывшие заключенные становились не только генералами, но даже и маршалами! И наоборот…

Как мне известно, реальную историю не преподают в школах и поныне.

Теперь-то я понимаю, что мы с учительницей принадлежали к одному поколению- родившихся перед войной и по молодости в ней не участвовавших. С высоты 70 с лишним лет, 5-8 лет разницы кажутся сущим пустяком. Это были ее первые годы преподавания в школе.

Я уже учился в институте, когда наступил 1956г. Знаменитый доклад Хрущева, свержение памятников Сталину…Все происходило на удивление тихо и спокойно: выяснилось, что стране было глубоко наплевать на Сталина, да и вообще на Политбюро. Кажется, только в Грузии были незначительные волнения.

Наша учительница пришла к директору и подала заявление на увольнение. Спросили: «Почему?»

-Оказалось, что я лгала детям. Я не имею права преподавать историю! -был ответ.

Все-таки та маленькая беспомощная учительница сумела дать великолепный урок истории, урок принципиальности и честности!

Кажется, она пошла работать на завод какой-то учетчицей и дальнейшая ее судьба мне неизвестна.

Прочитав мои произведения, вы убедились, что я довольно терпимо отношусь к чужим взглядам, даже к фашистам и коммунистам. Но вот по отношению к историкам не удерживаюсь и часто говорю что-нибудь ядовитое. Извините, ребята! Мне просто есть с кем сравнивать.

Однажды я читал книгу английского историка о Наполеоне. Работа была основательная и сопровождалась длинным перечнем историков, чьи публикации использовались при написании работы. К фамилии Тарле была сделана сноска: «Использованы только публикации до 1917г, работы после 1917 г не имеют значения».

Весьма оскорбительно, но совершенно справедливо!


© Copyright: Вадим Фомченко, 2009
Свидетельство о публикации №2910171221